НАД ПРОПАСТЬЮ ВО ЛЖИ: экономическая активность в Армении стремительно падает

Как бы не пытались власти Армении скрывать реальную ситуацию в экономике страны, статданные, скупо просачивающиеся в прессу, достаточно ясно говорят о кризисе и панических настроениях как в бизнес-кругах, так и среди населения.

Как известно, население Армении едва достигает 3 млн человек, причем демографический кризис страна переживает уже 30 лет. И дело не только в низком уровне рождаемости, но и ежегодном росте миграции. По данным еще 2018-го года, коэффициент чистой миграции Армении был на отрицательном уровне, на каждые 1 000 человек населения приходилось 6 эмигрантов.

В данном случае демографический спад имеет прямое отношение к экономическому кризису – трудоспособное население уезжает из республики на заработки, не имя возможности найти работу у себя на родине.

С началом пандемии коронавируса и боевых действий в Карабахе ситуация резко ухудшилась – недавно в российских СМИ прошла информация о том, что только из-за влияния COVID-2019 в сентябре было закрыто 1 213 торговых объектов, а 5 058 временно приостановили деятельность. И это около 50% всех торговых объектов, работающих в стране. Кроме того, в строительном секторе было ликвидировано 23 предприятия, временно приостановлена деятельность 231 предприятия. Деятельность 205 компаний, работающих в сфере недвижимости, временно приостановлена, а пять из них ликвидировано. Среди компаний, работающих в сфере предоставления «других услуг», 234 ликвидированы, а 1 057 временно приостановили свою деятельность.

Также ликвидировано 67 предприятий, занимающихся профессиональной и научно-технической деятельностью, а деятельность 493 предприятий приостановлена. Регистрация 39 административных и вспомогательных компаний была отменена, а деятельность 449 подобных компаний временно приостановлена. В сфере образования 21 компания была ликвидирована, а 136 временно приостановили деятельность. Десять предприятий в сфере здравоохранения и социальных услуг ликвидировано, а 120 предприятий в этой сфере временно приостановили свою деятельность.

Следует отметить, что с началом военных действий число закрытых объектов возросло еще больше – во-первых, всеобщая мобилизация лишила сектор занятости основной массы рабочей силы, во-вторых, рост государственных расходов, негативный и пессимистичный настрой из-за увеличения количества заболевших коронавирусом и пораженческих настроений сильно повлияли на потребительский спрос. А как говорится, нет спроса, не нужны и предложения. Учитывая, что бизнес в стране в основном опирается на торговый сектор и сферу услуг, снижение экономической активности уже в сентябре перевалило за 20-22% по сравнению с показателями, зафиксированными в начале года – это достаточно тяжелый удар по экономике страны. За октябрь цифры будут явно выше.

Впрочем, уже и Минфин Армении признает, что в этом году прогнозы по государственным налоговым поступлениям не будут выполнены, поскольку полная или частичная приостановка производственного процесса естественным образом приводит к резкому сокращению налоговых выплат.

Кроме того, серьезные проблемы переживает аграрный сектор – война и пандемия уже помешали осуществить осенний сев сельхозкультур на планируемом уровне, что, естественно, скажется на итоговом объеме продукции. По информации армянских СМИ, в настоящее время перерабатывающее предприятия Армении закупают 1 кг винограда по цене 90 драма или 0,18 долларов США, что ниже его себестоимости. Просто для сравнения отметим, что в прошлом году Ереванский коньячный завод закупал виноград за 140-150 драмов за 1 кг. Конечно, в итоге это приводит к банкротству виноградарских хозяйств. Почему это важный показатель? Дело в том, что 11% экспорта Армении в прошлом году составили спиртные напитки, и столь плачевное состояние с закупочной ценой говорит и об упадочном состоянии перерабатывающих предприятий – вряд ли они в этом году смогут выпускать и поставлять на рынок продукцию в том же объеме, что и в предыдущие годы.

Более того, с учетом того, что Армения упорно продолжает боевые действия, отправляя на фронт даже пенсионеров и тратя на военные нужды остатки своих резервов, вряд ли в ближайшие годы государство сможет хоть как-то поддержать предпринимателей в вопросе восстановления бизнеса. Также маловероятным выглядит возможность привлечения в эту страну иностранных инвесторов – во-первых, интересных сфер уже не будет (после того как Азербайджан заберет обратно свои месторождения полезных ископаемых, расположенных в Кельбаджарском районе). Во-вторых, Армения из-за своей оккупационной политики не имеет выхода к выгодным международным транспортным маршрутам, что автоматически приводит к удорожанию стоимости транспортировки товаров из страны и делает их производство невыгодным.

Думается, власти страны прекрасно осознают, на краю какой экономической пропасти сегодня стоит Армения. Впрочем, уже и не стоит, а летит в эту пропасть со скоростью света. Но, видимо, агрессия настолько застелила глаза армянскому руководству и правительству, что они готовы пожертвовать будущим собственного населения во имя заведомо проигрышных оккупационных целей.

Эксперт Гулу Нуриев

Лента новостей