Баку. 8 марта. REPORT.AZ/ После антитеррористических операций в Ираке и Сирии, давление Америки на Турцию то нарастает, то чуть снижает обороты. В первую очередь, это продиктовано столкновением интересов. Бытует мнение, что отношение к Турции в Белом Доме совершенно неоднозначное. Говорят, президент Дональд Трамп выступает за нормализацию двусторонних отношений, однако его попытки наталкиваются на противостояние Госдепа и Белого Дома. Порой именно это противоборство и приводит к обострению.
Чего же хочет Америка от Турции? Что ожидает Анкара от Вашингтона? Совершенно очевидно, что США желают видеть Турцию в ряду своих соратников. Ее сотрудничество с Ираном и Россией жутко раздражает Вашингтон. Турция же ожидает поддержки США в борьбе с террористами ПКК в Ираке и Сирии. На этой неделе президент Дональд Трамп открыто заявил о своем намерении исключить Турцию из списка стран, чьи товары могут беспошлинно поставляться в США, иными словами, исключить ее из Обобщенной системы преференций (GSP). Сославшись на статью 502 (2) пункт 2-ой принятого в 1974 году закона о торговле, Трамп направил соответствующее обращение к Конгрессу. Свое намерение президент США мотивировал экономическим положением Турции. Как известно, программа преференций предусматривает беспошлинные поставки в США товаров 3474 наименований из 131 развивающейся страны, включая Турцию. Разумеется, решение Трампа, в случае поддержки Конгрессом, негативно отразится на экспорте турецкой продукции.
Еще одним поводом для недовольства США стало намерение официальной Анкары закупить российские зенитно-ракетные комплексы"S-400". Пресс-секретарь Госдепа США
Роберт Палладино пригрозил Турции санкциями. Выразив обеспокоенность официального Вашингтона, он заявил: “Намерение Турции вызывает у нас серьезные опасения”. По его словам, Америка непосредственно участвует в системе противоракетной обороны Турции. “Мы предложили Турции приобрести американский комплекс “Patriot”. Желание Турции приобрести российские "S-400" может вынудить нас пересмотреть участие этой страны в создании программы 5-го поколения истребителей “F-35”. Более того, это сделает невозможными поставки американского вооружения в Турцию”. Представитель Госдепа открыто заявил о том, что в отношении стран, включивших в свой арсенал “S-400”, будет применен Закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций”(“Countering America's Adversaries Through Sanctions Act”). Отметим, что еще в декабре 2017 года Турция подписала с Россией контракт на поставку “S-400”, оцениваемый в 2,5 миллиарда долларов.
Президент Турции
Реджеп Тайип Эрдоган уже высказался по поводу угроз, доносящихся из-за океана. Он заявил, что вопрос исчерпан и нет нужды вновь его комментировать: “Пусть никто не надеется, что мы возьмем свои слова обратно. Мы не из числа привычных им лидеров. Мы желаем купить “Patriot” еще со времен Барака Обамы. Но они не смогли решить вопрос. Мы обсудили это с Дональдом Трампом. За минувшие 17 месяцев ничего так и не было сделано. Он заявил, что можно прийти к согласию при наличии соответствующих условий и налаживании совместного производства. Мы договорились с Россией. Возможно, после “S-400” мы присмотримся и к “S-500”. Почему мы не видим такой реакции в отношении Греции, Болгарии и Словакии, имеющих в своем арсенале “S-300”?!” Президент Турции намекнул на поставленные Америкой террористическим группировкам PKK/YPG-PYD 23 тысячи эшелонов оружия, военной техники и автомобилей, особо подчеркнув, что они используются против Турции. Эрдоган призвал США забрать у террористов поставленное оружие. Он также выразил отношение к решению Трампа лишить Турцию торговых льгот: “Турция предпримет ответные шаги. Мы уже привыкли к подобному отношению. Пусть никто не пытается таким образом припугнуть нас”.
Турецкие СМИ пишут о давлении, оказываемой Америкой на Турцию посредством своих соратников на Ближнем Востоке. Сообщается, что США призвали Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и Египет продолжить противостояние с Турцией, в то же время запретив им сближаться с режимом Башара Асада. Washington Post пишет о предъявленном арабским странам требовании оказать поддержку террористам PKK/YPG-PYD: “YPG является нашим сильнейшим союзником в Сирии против Асада и Ирана. Поддержите их”. Призывы США вызвали жесткую реакцию Турции. Чтобы как-то смягчить ситуацию, высокопоставленный американский чиновник поспешил заявить, что Дональд Трамп считает Эрдогана близким себе человеком, к которому он испытывает глубокое уважение: “Мы придаем огромное значение нашим связям с Турцией. Наше союзничество насчитывает 60 лет. Эта общность порождена взаимными возможностями”. Чиновник не забыл упомянуть о некоторых проблемах, возникших в отношениях с Турцией. По его словам, обсуждение отношений с Ираном, Сирией и закупки “S-400” у России представляет исключительную важность. Не скрыл он желание видеть связи с Турцией более теплыми и глубокими.
По сути, заявления официальных представителей США могут служить своего рода подготовкой Турции к неожиданным санкциям. Или же Белый Дом очерчивает для Турции контуры будущих санкций. Американский истеблишмент избегает открытых заявлений, потому что Турция является союзником США по НАТО. Введение санкций в отношении союзника нанесет ущерб авторитету НАТО и подорвет доверие к альянсу, потому Америка и старается осуществлять задуманное, нахваливая Турцию. Аргументируя свои действия экономическим развитием Турции, Трамп намерен исключить союзника из вышеупомянутой программы. Видимо, Америке сложнее сказать “Хватит! Прекратите!” террористам PKK/YPG-PYD, желающим раскола и краха Турции, нежели оказывать давление на официальную Анкару. Может ли быть позиция Трампа в отношении Турции запутывающим маневром или плодом сбивчивых суждений? По утверждению The Washington Post, за день президент США в среднем 22 раза говорит неправду или путается в мыслях. По подсчетам газеты, за 773 дня президентства Трамп более 9 тысяч раз высказывал сомнительные мысли. Последовавшие вслед за заявлениями Трампа слова высокопоставленного американского чиновника подтверждают вероятность этого предположения.